Дорога Балаково - Ершов. Химики АО "Апатит" уверены в качестве своего продукта
Жители города и района неоднократно жаловались в СМИ на то, что дорога Балаково-Ершов, уложенная с использованием фосфогипса, разваливается. Разобраться в причине происходящего корреспонденту Go64.ru помогли в пресс-службе АО "Апатит". На вопросы нам ответил специалист отдела по работе со СМИ Олег Баженов:
- Причина проста – элементарное несоблюдение технологии устройства дорожной одежды. Этот материал применим только как основание дороги. На семикилометровом отрезке трассы между Балаково и Ершовом специалистами ООО «Автотрасса» действительно был использован этот материал. Данные работы были инициированы региональным министерством транспорта и дорожного хозяйства.
Его представители обратились с письмом в адрес Балаковского филиала АО «Апатит» с просьбой оказать помощь в ремонте данного участка дороги и отгрузить технический гипс в объёме 35 000 тонн для создания основания нового дорожного полотна. Но, к сожалению, поверх него не были уложены щебень и асфальт, а лишь отработанная асфальтовая крошка. Разумеется, столь нестабильный материал после первой же зимы частично «испарился», обнажив в некоторых местах гипсовое основание, которое в «чистом» виде, да ещё и уложенное не по технологии, также оказалось подвержено разрушению. Заявления, что дорога «развалилась» потому, что фосфогипс, якобы, токсичен, радиоактивен, загрязняет воздух - считаем несостоятельными и безосновательными.
Есть ли научное подтверждение тому, что фосфогипс может служить одним из компонентов для строительства качественной и долговечной дороги?
- Сейчас завершается работа над созданием стандарта организации «Строительство и ремонт дорожных одежд с применением фосфополугидрата сульфата кальция». Его разработкой занимаются учёные Саратовского Государственного университета им. Чернышевского совместно со специалистами Российской академии транспорта. Этот документ разрешит применение технического гипса при строительстве и ремонте дорог всех категорий. При этом, стоимость строительства одного километра уменьшается почти в два раза. Работа над стандартом включает в себя получение различных согласований и заключений.
В стандарт войдут минимум 10 рецензий, протоколы испытаний и разрешительные документы. Разумеется, не обойдётся и без мнения экологов, которые уже оценили состояние почвы на месте строительства дороги до и после работ. Занимались этим независимые специалисты из Саратова, которые имеют соответствующую лицензию. Кроме того, отдельно будут разработаны сметные нормы и расценки.
Есть ли в районе другие автодороги, где был использован данный материал? Если да, то в каком они состоянии сейчас и почему?
- За последние 10 лет в сёлах Балаковского района были построены дороги с применением фосфогипса, но с соблюдением технологии. Прежде всего, это дорога, ведущая на полигон твердых бытовых отходов в Быковом Отроге, а также внутрипоселковые трассы в Кормёжке. Дороги не «вспученные», а, значит, материал в основании хорошо выдерживает температурные воздействия, сохраняет исходную форму и состояние первоначально сформированной поверхности.
В этом году работа была продолжена: в июле началось восстановление дорог в Маянге. Всего здесь отремонтировали около полутора километров. Один участок, протяжённостью 700 метров по улице Луговая, второй, такой же, расположен недалеко от местного кладбища. В Малой Быковке восстановили 800 метров по улице Строительная, в Кормёжке – чуть больше километра по улице Гагарина и две площадки под остановками. На дорожные работы в этом году Балаковский филиал АО «Апатит» в рамках социальной программы потратил 36 миллионов рублей.
Строительство дорог в районе села Кормежка с соблюдением правильных технологий