Реформа образования: Россию ждет судьба Украины?
Не так давно на традиционном “правительственном часе” министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что количество изучаемых в школах иностранных языков необходимо сокращать. Желательно - до одного. Нужно хорошо знать русский (с этим не поспоришь) и английский (от этого тоже никуда не деться). А вот излишества вроде французского и немецкого - это буржуазная роскошь, которую и средним школам не потянуть, и средним умам не осилить.
С детства нас приучали к тому, что советская (а позднее - российская) образовательная система - лучшая в мире. Во многом так оно и есть. Бесплатного всеобщего образования даже близкого уровня нигде больше нет и быть не может. В большинстве стран это серьезный бизнес, который благотворительности не приемлет. Мы же привыкли к тому, что учеба доступна всем и каждому (и не надо про коррупцию и платное отделение МГИМО - речь не о том).
С одной стороны, это прекрасно. С другой же, у такого сложного и уже немолодого механизма не может не быть слабых мест.
Люди достойных лет наверняка помнят, как в советское время преподавали иностранные языки. Спойлер для самых маленьких: преподавали из рук вон плохо. Не везде, конечно, но в целом ситуация была именно такой. Поэтому большинство представителей старшего поколения об английском или немецком знает примерно столько же, сколько о квенья или синдарине.
В девяностые положение если и поменялось, то разве что к худшему.
Подробное живописание картин эпохи первоначального накопления капитала выходит за рамки статьи. Но ни для кого не секрет, что из глубочайшей ямы с повидлом, вырытой в эти славные времена, российская система образования едва-едва начала вылезать только сейчас. Благо, информация на языках вероятного противника сегодня доступна, возможности для общения ничем не ограничены, поэтому дети постсоветской России знают тот же английский гораздо лучше своих родителей. Просто потому, что он повсюду. История расставила свои приоритеты, и даже не самые лучшие методики обучения особой роли уже не играют.
Утрируя, можно сказать, что из школьной программы следует убрать и английский, раз уж в первую очередь нужно учить русский, который мы, по справедливым словам министра, "знаем не очень хорошо”. Исключить сам русский, коли уж детям так нужна астрономия, которую в учебные планы вернули совсем недавно. И литературу заодно прихватить. Бестолковая вещь, тьфу на неё.
Стремление “порезать” школьную программу за счет “неактуальных” дисциплин - натуральная дорога в ад, вымощенная благими намерениями. Не туда ли двинулась Украина, с мясом рвущая из образовательного процесса все мовы, кроме украинской? Не пойдем ли мы вслед за ней, под задорный барабанный бой выбивая из детских голов остатки “ненужных” знаний, оставляя на обочине учителей “ненужных” предметов, сжигая “ненужные” учебники?
***
Будем надеяться, что не пойдем. Госпожа Васильева профессионал и свое дело знает, никаких сомнений в этом нет. Затеянная ей образовательная реформа выглядит весьма многообещающе - за астрономию отдельное спасибо. Главное, чтобы Ольга Юрьевна не начала размахивать бритвой Оккама слишком рьяно, отсекая лишние, по ее мнению, сущности. Иначе вместе с водой легко выплеснуть и ребенка.