В России начали запрещать прокат “вредных” фильмов
“Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”.
Часть 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации
“У нас нет цензуры”.
Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации
Четверг - традиционный день кинопремьер. Но одну запланированную к прокату картину нам увидеть не суждено. По крайней мере, в ближайшее время. Почему? Ответ прост: предварительная цензура. Неделя вообще выдалась жаркой на подобные новости, но этот случай во многом уникален. Не так часто уже анонсированный фильм запрещают показывать только потому, что он кому-то не понравился. Чем именно? Давайте разбираться.
“Смерть Сталина”. Комедия. Британская (если точнее, то франко-британская). Одних этих данных вполне достаточно для того, чтобы задумчиво почесать затылок. Фигура Отца народов - один из сакральных образов российской истории. Публично шутить о нем как-то даже неловко (и это - при парадоксально огромном количестве политических анекдотов): уж очень противоречивая личность, к которой до сих пор непонятно, как относиться. То же самое можно сказать и о большинстве его приспешников: Жуков, Берия, Хрущев, Маленков, Молотов - про любого из них можно сказать много хорошего и еще больше плохого. Режиссер же Армандо Ианнуччи делает их одновременно смешными, глуповатыми, жестокими и очень “клюквенными”. А такое отношение к историческим персоналиям в современной демократической России прощать нельзя. Никак нельзя.
Чиновники Минкульта, депутаты Госдумы и особо инициативные деятели культуры набросились на “Смерть Сталина” (уже успевшую было получить прокатное удостоверение) в едином порыве. В ярмарке ненависти поучаствовали и министр культуры Владимир Мединский, и режиссер Никита Михалков, и дочь маршала Жукова Эра Жукова, и правнук генералиссимуса Сталина Яков Джугашвили, и множество других, не менее знаменитых героев новостей. Одна Наталья Поклонская после поражения в битве за “Матильду” из поборницы нравственности временно перекрасилась в ревнительницу свободы слова, но ее голос потонул в общем негодующем гуле. Прокатное удостоверение у “Смерти Сталина” отозвали.
Те же господин Михалков и его коллеги в письме министру культуры высказались о картине (помимо прочих нелестных эпитетов) следующим образом: “Выход фильма в канун празднования 75-летнего юбилея Сталинградской битвы — это плевок в лицо всем тем, кто там погиб, и всем тем, кто еще остался в живых". На этом месте все должны сделать вид, что “великого кино о великой войне” от Никиты Сергеевича никогда не существовало. Что не было у него Сталина - полусумасшедшего матершинника, которого макают лицом в торт. Не было немецких летчиков, в День Победы весело размахивающих с больших экранов голыми задницами перед изумленными ветеранами. Не было вежливых добряков-фашистов и палачей из советских заградотрядов. Что “Утомленных солнцем 2” вообще не было.
Почему эти люди с заплеванными лицами запрещают мне смотреть фильм, который, по их домыслам, может кого-то оскорбить? Почему смех над сатирической интерпретацией интриг после смерти Сталина - это смех над жертвами сталинизма? Почему высшие государственные чиновники и прочие мэтры кинематографа меняют мнение быстрее, чем падает курс биткоина? При чем тут Сталинградская битва?
Ответов нет.
С наступающим новым 1937-м годом.