Балаковские аграрии – думающие. Они понимают и любят землю
Интервью с Александром Мозловым, начальником управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Балаковского района.
Лето выдалось сухим, жарким. Каков прогноз на урожай у наших сельхозпромышленников?
-Этот год сложный - по яровым и озимым бедовая ситуация. В Балаковском районе поздние дожди прошли - значит, подсолнух будет 12-15 ц/га. Выживут наши хозяйства. Что-то все равно будет - или поздние, или ранние культуры. Дело в наборе культур, у всех он разный получается. У кого-то нет озимых, есть ячмень, чечевица, нут. Чечевица - культура дорогостоящая, всем интересна.
Такие понятия, как «соцсоревнование», «передовики» канули в лету. Значит, аграрии уже не конкурируют между собой?
-Они дружат, делятся опытом, но у каждого подспудно есть мысль: у меня должно быть лучше, чем у соседа. Ну, а соревнования, конкуренция - они всегда есть, были и будут. А уже аналитику мы делаем.
Если кто-то и по объему, и по урожайности впереди всех оказался – удивляетесь?
-Радуемся. Это труд и технологии. У нас Василий Кулагин, например, придумщик. Но он иногда бывает, переэкспериментирует, - могут быть и провалы. Он же рассчитывает на один результат, а получается не совсем так.
Раньше я всегда удивлялся корейцам: возьмут в аренду участок, 10 га для выращивания овощей и обязательно небольшой кусочек земли отведут под эксперимент. Так и у Кулагина. Он и Алексей Бирюков решили освоить новую технологию. Положительный момент - они встречаются, обсуждают: я сделал то-то, а я то-то. Сейчас они не видят работу в поле без нормальных агрегатов, орудий, без микроудобрений - это хорошо. Аграрии теперь средства вкладывают, это бизнес. И, нужно отметить, сельские предприниматели более ответственные, чем городские, привыкли с людьми постоянно быть. Они ведь как нынче работают, - у них на комбайнах GPS- навигатор стоит. Многие четко отслеживают норму выработки по компьютеру. Никто никого не обманет – все под контролем.
Что помогает аграриям быть уверенными в результате - образование или опыт?
-И то, и другое. У нас сейчас все образованные. Смотрите, Василий Кулагин - спортсмен, физкультурник. Алексей Бирюков - БИТТУ закончил, никакого сельхозобразования нет. И 3 первые года его работы я был в шоке: он всю информацию по крупицам собирал. Кто как работает, у кого что получается. Сейчас я уже спрашиваю по его технологиям, я уже далек от некоторых вещей, которые они делают. Кандалов - тоже не аграрий, Ульянкин уже получил второе экономическое образование. У Шапошникова сын инженер, он постоянно на поле. Поэтому, у тех кто вникает, у того пойдет дело. Должно быть призвание, должно быть желание.
Можете сравнить время, когда вы начинали работать в сельхозуправлении с сегодняшним? В чем разница?
- Когда я приступил к работе, у нас 35 тысяч га не работало в районе. Вообще. Едешь по трассе в Саратов и обратно - не знаешь, куда смотреть, кругом бурьян. Потихоньку уговорили и привлекли покойного Сергея Анохина, он со своих 200 га начал, пошел-пошел, и тут другие, глядя на него, начали работать. У нас в районе что хорошо - работают все свои. Теперь наши работают в Ершовском, Краснопартизанском, Марксовском районах, уже и на правую сторону зашли. Им здесь тесновато стало.
А себя вы позиционируете как чиновник, или как аграрий?
-Я аграрий, начинал агрономом, поэтому душа у меня болит за все наши хозяйства. В 1981 году окончил аграрный институт. Помню мой первый опыт - в конце марта меня отправили в Астрахань учиться арбузы выращивать. Там 45 га. Нас, молодых специалистов увезли на 65-ый км, на начало их работы. Они арбузы год отсеяли, новую систему нарезали, а осенью засевали озимой рожью и уходили дальше. Каждый год арбуз выращивали, и уже к Казахстану подошли. Что хочу сказать: они четко применяли полив. И с каждым поливом вносили селитру. И в то время пошел вопрос по нитратам. За счет воды и удобрений они начали поднимать массу арбуза. Им начали претензии высказывать. Тогда они выкопали котлован, туда засыпали птичий помет. Тот же азот, но по-другому уже усваивается. И через эту массу прогоняли воду, и с канала поливали. И уже арбузы другие стали.
Сладкие?
-Не знаю, я был в марте – не пробовал. Помню ледоход. Мы как раз уезжали, и я впервые увидел сазанов. Их доставали из бочки со льдом, один на 14 кг. Мужик тащил его за жабры. Лед пошел — рыбколхоз там начал работать. Та же Волга, только ниже.
А сколько влаги нужно, чтобы не сгнил и не высох урожай?
-Как говорят: «два дождя в июне и один в маю». А если серьезно, по норме хотя бы 300 мм. В Балаковском районе осадков по июлю 44 мм. Но где-то локально выпало под 70, где сильные дожди прошли. Зерновым они не помогли, а вот если бы этот дождь был на 2 недели раньше, другой ячмень был бы. Он уже весил бы не 3 тонны, а 4. В каждом хозяйстве свои нюансы, и все важно - как вспахал, как культивировал. Вон элеватор у нас стал частным - это побудило нас строить зернохранилища. Алексей Бирюков не стал строить, он приспособился складировать зерно в «рукав». Пришлось поставить пушку - ворон шугать надо, они протыкают дырки, идет разгерметизация, зерно начинает расти. Внутри зерно выделяет углекислый газ, как бы само себя консервирует. Полтора года пролежало, открыли проверили, он реализовал, как семена. Всхожесть нормальная, нормальные условия, но: оборудование для затарки 1,5 млн, для растарки еще 1,5. Плюс каждый мешок по 50 тысяч. Ангар построить дешевле. Но раз удобно ему – пусть складирует в «рукава». Я хоть и чиновник, но диктовать и мешать не буду. Кончились времена госплана. Сегодня у каждого агрария своя экономика. На земле дураков не осталось, остались думающие, которые понимают и любят землю. Поэтому у них все получается.
Читайте также: Балаковцы не подтверждают рост зарплат