Балаковская Мамайка может стать резиденцией Чемпионата по зимнему дрифту
Первый этап распахнул свои врата.
Врата там есть, но, конечно, чисто номинально. Они нужны, чтобы преграждать путь автолюбителям, которые в выходные хотят почувствовать себя пилотами и норовят проскочить на запасной стадион на балаковской Мамайке, чтобы показать себя. Не надо, ребята! Ведь задолго до начала соревнований по зимнему дрифту здесь начинается подготовка трассы. Ее берегут, холят, лелеят и днем, и ночью - почти две недели, а иногда и дольше.
Кстати, в этом году организаторы соревнований преподнесли несколько сюрпризов как самим участникам, так и болельщикам.
ПОВЕЛИТЕЛЬ ТРАССЫ
На старте "колдует" Максим Абдуллаев, которого здесь называют повелителем "ПАЗИКОВ". Стартового пистолета у него нет, но его волшебная отмашка действует не хуже звучного выстрела в небо. У Максима на старте - полный порядок и прозрачность: то есть, на стартовой площадке тусят и рычат только те автомобили, которые будут участвовать в заездах.
-У нас подгруппы - для того, чтобы не толпиться всей кучей, и сетка - правая и левая, - поясняет повелитель трассы, и дает отмашку очередной паре тренирующихся до начала официальных заездов.
С "ВОЛГИ" НА "ЖИГУЛИ"
Примерно в 2016 году на Мамайку зимой на "шестерке" зарулил молодой паренек. Проехал по имевшемуся кругу, его результат засекли, пригласили участвовать в соревнованиях по зимнему дрифту. Так познакомились будущий пилот Дмитрий Ханин и будущий организатор "Mamaika drift" Евгений Искандаров.
Впервые Дима сел за руль папкиной "Волги" в 12 лет. Сначала в гараже рулил, потом ему стало там тесновато. Когда сам купил ВАЗ-2106, начал потихоньку гонять по городу, пока судьба не привела его на Мамайку. В настоящее время его пилотский стаж составляет около 5 лет.
- Мы каждый год что-то новое узнаем, получаем бесценный опыт, - поясняет Дмитрий Ханин. - К нам каждый год все больше конкурентов приезжает. Пензенцы, саратовцы хорошо ездят. Чтобы выиграть, надо машины дорабатывать: мотор помощнее, резину хорошую, а чтобы она хорошая была - нужен выворот. Опыт приходится набивать и не бояться скорости.
Во время дрифта пилоты испытывают разные чувства. И страх тоже. У Дмитрия сердце кровью обливается, например, за машину деда. Дедушки, Виктора Сергеевича уже в живых нет, но Дмитрию хочется, чтобы память о нем как можно дольше жила. К другим машинам пилот относится намного проще - ну, ударил и ударил. А дедову очень ему жаль.
Кстати, полученный Дмитрием опыт не раз помогал ему остаться живым и здоровым на междугородних автотрассах.
- У меня были аварийные ситуации, я из них выходил, - признается пилот Ханин. - Повезло, что научился дрифту. Считай, опыта набрался здесь на треке, а в городе я вообще себя совершенно спокойно чувствую.
По образованию Дмитрий Ханин - старший механик. Сейчас работает водителем грузовой фуры. Было время, трудился водителем автобуса. Может взять в руки молоток, и поработать жестянщиком, хотя на выездных соревнованиях в Москве среди 90 участников со всей страны занял 2 место.
Я НЕ ПОНЯЛ
Каждый этап - это два дня состязаний. В этот раз они выпали на 8 и 9 февраля. Несмотря на мороз, на Мамайке болельщиков собралось больше, чем когда бы то ни было.
Одни, действительно, разбираются в тонкостях дрифт-гонок, других просто привлекает само яркое и шумное действо. Некоторые, между прочим, не понимают, что происходит на трассе, например, во время квалификационных заездов. Поясняет профессионал, Илья Душевин, известный в широких мамайских кругах, как "Шериф".
-Квалификационные заезды нужны для того, чтобы определить, насколько хорошо проходят пилоты задания судьи. Есть судейское задание: где на трассе нужно двигаться, с какой скоростью, под каким углом, на каком отрезке трассы, насколько хорошо выполняется задание. За ошибки из общей суммы, которая тебе дается в начале заезда, отнимаются баллы. И если ты много раз ошибся - ты плохо прошел квалификацию. По итогам квалификации строится турнирная сетка, определяющая, кто с кем поедет в парных заездах, то есть, рядышком.
Каждый раз разные трассы, каждый раз разные задания. Они зависят от конфигурации, углов и изгибов, сложности прохождения трассы. Плюс можно построить разные задания, чтобы можно было интересней ездить. Чтобы каждый раз что-то новое осваивать, понимать, как справляться с машиной, чтобы направлять ее туда, куда говорит судья.
ЧТО СКАЗАЛ СУДЬЯ
Перед началом соревнований выступил Александр Владимирович Вдовиченков, он же Президент Федерации, руководитель Саратовского регионального отделения Российской автомобильной федерации, спортивный судья Всероссийской категории по автомобильному спорту, председатель РКС, член комиссии по безопасности дорожного движения при Правительстве Саратовской области.
Он поздравил с проведением первых официальных соревнований, похвалил трассу в Балаково и заявил, что хотел бы увидеть здесь один из этапов Чемпионата России.
Опа! Вот после этих слов и солнце как-то ярче засветило, и автомобили зарычали громче и скорость, казалось, пилоты стали побольше набирать - все-таки, высокая оценка нескольких лет деятельности сообщества "Mamaika drift" очень много для них значила.
На этой высокой ноте, завершив тренировки, пилоты начали парные выступления на выбывание по сетке ТОП 32, затем ТОП 16, ТОП 8, полуфинал, заезды за 3 место и за 1-2 места.
Несколько раз судьи назначали перезаезды одни и тех же пар. Это значило, что они либо одинаково хорошо, либо одинаково плохо проехали. Страсти накалились, болельщиков просили не подходить очень уж близко к красной линии.
СКВОЗЬ ХВАЛЫНСКИЙ ТУМАН
На самом краю у трассы стоял механик и споттер Андрей из Тольятти. Рассказал, что через соцсети с пилотом Евгением Чеботаревым (ВАЗ-2106) они были наслышаны о хорошей организации соревнований по зимнему дрифту в Балаково, поэтому и решили участвовать. Когда добирались, в Хвалынском районе стоял густой туман, видимость около 100 метров. Ехать было сложно, но они медленно, но верно ехали к дальнейшим трудностям, уже на гоночной трассе.
- Дрифт - такая штука: если один раз попробовать — от него уже невозможно отказаться, - заявил Андрей. - Мы увлеклись дрифтом 3 года назад. У нас в Тольятти тоже проходили соревнования - в Лопатино, на КВЦ. По сравнению с КВЦ в Балаково трасса не скоростная, а техническая - надо управлять машиной, ловить ее.
Об успехах наших говорить рано. Пока мы любители. В основном, подводит машина, потому что мы делаем все сами, своими руками, на семейный бюджет. Многие ездят благодаря спонсорам. Они не трогают машину, просто загоняют в бокс, им делают, а они просто рулят. А мы и собираем, и гайки крутим, и деньги находим на резину, которая недешево сейчас стоит, и сами ездим везде - все за свои деньги.
Машина - это техника, невозможно предугадать, когда она сломается. Любое столкновение, даже самое безобидное - уже приходится ремонтироваться. Брустверы жесткие, поэтому там что угодно может отлететь. Мы уже раза 3 - 4 ремонтировали ее. И сегодня, и вчера.
Мы здесь все практически друг друга знаем и делимся иногда. Чем? Даже колесами, а это самое главное. Любой домкрат, ключ - ребята всегда помогут. У нас здесь такое дрифт-братство.
ОН НЕ ЛИХАЧ, ОН ПИЛОТ
Несколько лет подряд в соревнованиях участвует пилот из Базарного Карабулака. Его невозможно не заметить - это молодой человек неординарной скандинавской внешности, обладатель редкого имени и фамилии - Герман Шевкопляс. А еще у Германа огромный рост, и, честно говоря, довольно сложно понять, как он умещается под крышей своего автомобиля и куда он прячет свои длинные ноги. Но, видимо, фактор роста его волнует меньше всего. Пилот настроен по-боевому и сразу отмечает хорошее состояние и хорошее покрытие трассы:
-Конфигурация трассы в этот раз интереснее, чем в предыдущие годы. Восьмерка и в прошлом году была, но сейчас скорость побольше можно развивать, дуги побольше и шире.
Дрифтом Герман увлекся около 5 лет назад, но что такое дрифт знал еще в школе.
-Первая машина, на которой я катался, жила долго, - признался пилот. - Там повреждений серьезных не было. Максимум, крыло мялось. Приехал в этот раз не на ней, но на ней я участвовал, когда в Балаково проводились соревнования впервые. Сейчас я на "двойке", своим ходом.
Лихачить на трассе Герман себе не позволяет, говорит, "хочу приехать домой целым, берегу себя и машину". По поводу личных вложений в гоночный автомобиль пояснил просто и доступно: чтобы, например, ВАЗ 2101 подготовить к победе, нужно вложить в нее около 150 тысяч рублей, а чтобы просто учиться дрифту 15 - 20 тысяч рублей достаточно. Вроде бы не такая уж большая сумма, правда?
ДРИФТ - ДЕЛО ПРОФЕССИОНАЛОВ
У болельщиков Александра Дробина (ВАЗ-2106, г. Балаково) интересуемся, стали бы они гонщиками, если бы им дали машину, и деньги в неограниченном количестве на ее доработку.
-Нет, - говорят парни чуть ли не хором. - Мы - болельщики, просто любим машины и гонки, как все пацаны. А дрифтом надо жить, надо постоянно тренироваться, в сервисе находиться, дело с железками иметь, маслом. Для этого есть профессионалы, гонять должны люди, которые это любят и умеют чинить машины. А главное - желание. Умение потом придет.
ВОЛК И "ДИКИЙ" СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ
В разговоре прозвучала фраза об объективности. Судьи находятся на южной стороне трассы, на некоторых ее отрезках они не могут видеть всего. Значит, все определяется "на глаз"? Вот здесь уже задели за живое Александра, который в прошлом году был судьей гонок.
Он терпеливо объясняет правила соревнований: на льду нарисованы участки, в которые пилот должен обязательно попасть. Не попал, значит, у него снимают очки. 0 - если забурится или если развернулся. Первый идет по заданию судьи, а второй повторяет его движения. У второго цель - повторить первого. Когда пилоты собираются на брифинг, им рассказывают, что они должны делать.
- В этот раз я приехал посмотреть гонки, а мне говорят, давай, помогай, - рассказывает саратовец Александр Волк. - Не хватает людей. Сам я - летний пилот, летний механик, летний организатор. В Балаково приехал помогать, развивать зимний дрифт. У вас есть возможность организовать. Почему нет? Летом я сам участвовал у вас в гонках. Буду рад приехать еще. Из Саратова у нас приезжало 3 машины "летние", в зимних в этот раз участвует 6 машин.
И хотя Александр приехал к нам из областного центра, он мог бы как-то выделить своих, саратовских пилотов, но он и не будучи судьей, остается объективным.
- Все развиваются достойно, хорошо едут. Я их не делю по городам. Сегодня они так проедут, завтра по-другому. Это как настроение, лед, как звезды сошлись. Тут такая культура, в которой не бывает, что раз-раз - и все получилось, - сказал Александр, а на вопрос, кого бы из пилотов включил в сборную, ответил не задумываясь: - Всех.
У организаторов гонок много добровольных помощников. Среди них Сергей Крайнов из Вольска. Это его "Нива" с надписью "Дикий" спешит на помощь пилоту.
НЕ ЖАЛЕЯ ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ
Уже во время подведения итогов встречаю одного из самых преданных балаковских болельщиков, который не пропустил ни одной гонки. Это Илья Холодов.
Он, кстати, рассказал, почему в этот раз не участвует его фаворит, Максим Захаров.
-Максим хотел подготовить к гонкам ВАЗ-2106, но у него не получилось.
Потом Илья признался, что уже тоже было купил ВАЗ-2106 за 7 тысяч. Покатался, понял, что придется в машину вкладывать и деньги, и время не считать, и призадумался.
- Максим Захаров с 17 лет за рулем. У него прав еще не было - он уже на машине катался, - пояснил Илья. - Это в крови должно быть, чтобы нравилось дрифтить. Опять же, у нас нет возможности тренироваться. Сделали бы этот трек для всех, и пусть он бы был платным. Приехал, заплатил 500 рублей, и весь день тренируешься-катаешься. Вот тогда бы, наверное, больше пилотов у нас было.
ДВА В ОДНОМ: ПИЛОТ И МЕХАНИК
Где же тренируются остальные пилоты в городах, где нет ни соревнований по зимнему дрифту, ни Мамайки своей нет? Нынешний победитель гонки, тот самый "Шериф", Илья Душевин, приезжающий к нам из Энгельса, признался: пользуемся замерзшими лужами, небольшими водоемами.
-Рискуем, но поскольку мы привлекли внимание Российской автомобильной федерации, на нас теперь должны обратить внимание. Что есть такой вид спорта, как зимний дрифт, и, надеюсь, будут предпринимать какие-то меры, и построят что-то наподобие трасс. И мы будем собирать с улиц ребят, которые хотят этим видом автоспорта заниматься. Негде им это делать. Мы понимаем свою ответственность, и хотим гонять как можно дальше от оживленных улиц. Но тренироваться нам нужно, без тренировок не будет развития. Если не будет развития - это все погибнет на корню.
На вопрос, доволен ли он собой, победитель признался, что у него есть к себе вопросы, над которыми он будет работать.
Кстати, Илья Душевин профессионалом себя не считает, хотя в этом году получил, как и все участники гонок, лицензию пилота. Любителем его тоже называть язык не поворачивается - ведь его ВАЗ 2101, - полностью его детище, до самого последнего винтика. Он сам занимается постройкой машин для этого вида спорта. И, кстати, сделанные его руками машины показали в день гонок достойные результаты. А еще он ведет блог, на котором делится с начинающими пилотами своими секретами, дает советы по доработке машины, отвечает на вопросы.
Илья не в первый раз оказывается в тройке сильнейших на балаковской Мамайке. Нисколько при этом не задается, не звездит. Зато горды его друзья, земляки, и не только ребята из Энгельса. На здешних соревнованиях они все выглядят буйно помешанными на дрифте.
Иностранцам, наверное, будет трудно их понять: купить машину за 7 тысяч, вложить в нее в 20 раз больше, а потом в трескучий мороз ехать за 100 километров, чтобы погонять по ледовой восьмерке и стереть в усмерть новую шипованную резину!
На это способны только наши сильные парни с широкой русской душой, умелыми руками, смекалкой, достойной целых конструкторских бюро на автозаводах.
Наша следующая встреча с ними в Балаково на Мамайке состоится 29 февраля и 1 марта, на стыке зимы и весны. Дай, бог им всем и всегда хорошей дороги!
Больше фотоснимков смотрите в нашем разделе "Фотоотчеты".
Читайте также: В Балаково прошли соревнования по зимнему дрифту "Mamaika Drift-2020"