В Саратове обсудили перспективы строительства дорог из балаковского фосфогипса
В Саратовском национальном исследовательском Государственном университете (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского состоялась встреча по итогам работы в рамках соглашения, заключённого 30 июля 2015 года между СГУ и Балаковским филиалом АО «Апатит» (группа «ФосАгро»). Документ предусматривает всестороннее изучение технического гипса (фосфогипса), который образуется в результате производства фосфорной кислоты, и определение направлений его возможного использования.
Участниками совещания стали министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков, министр промышленности и энергетики Саратовской области Максим Шихалов, директор управляющей организации по Балаковскому филиалу АО «Апатит» Алексей Грибков, ректор СГУ им. Н.Г. Чернышевского Алексей Чумаченко, заместитель директора Балаковского филиала АО «Апатит» по работе с региональными органами и органами государственной власти Максим Кузнецов. Об основных итогах совместной работы рассказал начальник отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ Сергей Коротковский. Главным достижением, как отметил он, стало «согласование в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации Стандарта организации «Рекомендации по устройству расчётных слоев дорожных одежд из фосфогипса дорожного».
Этот документ, по мнению Сергея Коротовского, позволит широко применять в строительстве и ремонте дорог технический гипс (фосфогипс) производства Балаковского филиала АО «Апатит». Работу над Стандартом началась в 2015 году. В результате в итоговый документ вошли рецензии, протоколы испытаний и заключение об экологической безопасности применения технического гипса в строительстве дорог. Аналогичное заключение было получено и в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москва».
В ходе исследований выяснилось, что прочностные характеристики технического гипса до 9 раз выше показателей, заложенных в стандарты требований к основаниям дорог, а по модулю упругости основания его показатели превышают стандартные требования в 10 раз. Ещё один важный параметр - с течением времени прочностные характеристики основания только возрастают. Данный материал можно использовать в категории «лёгкие бетоны» при строительстве дорог. Он не подвергается пучинистости.
- Теперь перед нами стоят новые задачи, - отметил Сергей Коротовский. - В 2017 году мы планируем получить и согласовать в министерстве строительства и ЖКХ РФ стандарт, разрешающий использование технического гипса при строительстве дорог в городских поселениях и дворовых территориях. Ещё один важный этап - создание производства по крупнотоннажной переработке материала. Интерес к этому направлению проявили власти не только нашего региона, но и, например, Московской области. Необходимо внедрять технологии переработки технического гипса и изготовления из него строительных материалов. Гипсовые блоки будут обладать низкой себестоимостью. Из них можно будет сооружать фермы для крупного рогатого скота, здания для хранения зерна. В итоге мы хотим перерабатывать 100% всего технического гипса Балаковского филиала АО «Апатит.
Сергей Коротковский добавил, что много работы предстоит и в сфере дорожного строительства. По его словам, необходимо провести совещание с руководителями всех муниципальных образований Саратовской области, и очертить первоочередные задачи в сфере строительства новых дорог. Эта информация поступит в областное Правительство, и на ее основе будет разработана программа развития дорожной инфраструктуры сельских территорий.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков подчеркнул необходимость совместной работы и заверил, что сотрудничество с руководителями муниципальных образований Саратовской области начнётся уже в этом году.
- Мы непременно будем внедрять эту новую доступную технологию в Марксовском, Духовницком, Пугачёвском, Вольском районах, - подчеркнул глава областного Минтранса. - Встречи с их главами уже запланированы. Считаю, что технический гипс довольно перспективный материал. И я полностью поддерживаю заключения, озвученные Сергеем Коротковским, поскольку наши специалисты также исследовали этот материал, и пришли к аналогичным выводам.
- Я хочу поблагодарить сотрудников университета за проделанную работу, - добавил в своём выступлении директор управляющей организации по Балаковскому филиалу АО «Апатит» Алексей Грибков. - За прошлый год они подробно изучили все полезные свойства технического гипса и доказали, что он безвреден, его можно использовать при строительстве дорог. При укладке по технологии образуется монолитная плита, способная служить прочным основанием дороги не один десяток лет. Конечно, вокруг новых технологий всегда ходит много толков, возникают слухи и домыслы. Но заключения учёных указывают на несостоятельность опасений. В результатах исследований заинтересовано и руководство Балаковского района. В прошлом году мы уже реализовали программу восстановления сельских дорог в Быково-Отрогском муниципальном образовании Балаковского района. С применением технического гипса отремонтировано 8 километров. Мы провели переговоры с руководством Балаковского района, которое высказало заинтересованность в продолжении этой работы. Для Сар
атовской области создание сети сельских дорог задача весьма актуальная, и надеюсь, что совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства области мы будем продвигаться дальше в этом направлении. Следующим этапом станет строительство дорог более высокого класса.