Смартфоны в детском саду: балаковские мамы бьют тревогу
Нужны ли гаджеты малышам: мнение специалистов
Мама одного из балаковских малышей призналась в социальной сети, что пожаловалась в администрацию детского сада. Проблема состоит в том, что её пятилетний ребенок в смартфоне девочки-одногруппницы увидел страшные картинки: это была одна из современных игр, которую можно легко закачать в свой телефон. Со слов мамы, малыш стал бояться оставаться один в комнате, ходить в туалет, стал жаловаться на ночные кошмары, рисовать страшные рисунки.
Такое мнение поддержали и мамы других малышей этой группы: кто-то заметил у своего ребенка такие же симптомы, а кто-то пожаловался, что из-за телефонов у их ребенка начинается истерика, дескать, почему другим можно брать смартфон в сад, а мне нельзя?
Работники детских садов подтверждают: все чаще родители позволяют чаду брать с собой в группу мобильник. И многие не знают, как реагировать? В принципе, телефон — это такая же личная вещь, как и игрушка, и запрещать её носить с собой, наверняка, не очень юридически грамотно. С другой стороны, действительно, ребенок может зайти на любые сайты (в том числе… ну, вы понимаете). Как быть в данной ситуации. Корреспондент gobalakovo.ru поинтересовалась у экспертов.
Любовь Бесшапошникова — начальник комитета образования администрации Балаковского района.
Если честно, впервые слышу о такой проблеме именно в детских садах. Мы в школах достаточно давно боремся с таким явлением, как мобильные телефоны. Есть такая задумка, ввести камеры хранения для подобных ценных вещей в школах, чтобы дети не отвлекались во время уроков. Но, здесь хотя бы можно объяснить наличие гаджетов у детей — связь с родителями. Хотя, для этих целей достаточно самого простого кнопочного телефона. А уж в детских садах, где идет передача, так сказать, ребенка из рук-в-руки, я вообще не понимаю, зачем он нужен. Тем более, в садах такая насыщенная программа, что детям, по идее, просто не должно хватать времени на телефон. Нет, безусловно, есть свободное время для игр, но это время предназначено для живого общения, подвижных игр и т. п. Если родители просто хотят потешить свои амбиции, или потакают в этом ребенку, думаю, это не самое лучшее решение. Вообще, согласно СНиП, ребенок должен проводить у экрана, любого, прошу заметить, не более 15 минут. Думаю, это дети делают дома. А если ещё смотреть в экран и в саду — это слишком. Тем более, неизвестно, как излучения от мобильного телефона, качество изображения, звук и прочие факторы влияют на неокрепший детский организм.
Ну и наконец, смартфон — это дорогостоящая вещь. Если ребенок потеряет, или испортит телефон в саду, скорее всего, родители спросят за это с воспитателя.
Вы затронули очень интересную тему, мы задумаемся над тем, какие меры можно предпринять. Ну а пока я рассчитываю только на здравый смысл родителей.
Елена Копшева — психолог высшей категории
В данной ситуации скажу так: мама правильно сделала, что обратила внимание, но она несколько неверно обозначила угол ответственности. Объясню. Ужас и страх игра вызвала у одних детей, на других эта игра никак не повлияла, третьим и вовсе такие игры неинтересны. Тут нужно искать причину, почему ребёнок так болезненно отреагировал на увиденное.
Во-первых, это могут быть неврологические проблемы. Для возраста 5-6 лет такое явление — не норма, но, возможно, ребёнок стоял на учете у невролога. И не мешало бы снова к нему наведаться.
Во-вторых, к такой реакции может привести атмосфера, царящая в семье: недопонимание и т. п.
В-третьих, и, вероятнее всего, это именно тот случай, когда мы имеем дело с гиперопекой. То есть, ребенка настолько сильно контролируют, настолько загоняют в рамки хорошего/плохого, дозволенного/недозволенного, что малыш при любом удобном случае, когда родителей нет рядом, постарается заполучить то, чего он не видит, что ему запрещено. Им все интересно. Но, раз запрещено — значит опасно, делает вывод ребёнок. Плюс, играет психотип. Если ребёнок — холерик, или, тем более, меланхолик — увиденное может произвести на него настолько сильное впечатление, что он сначала будет бояться увиденного образа, потом этот образ ему будет чудиться в темноте, после ребёнок припишет к образу какой-либо звук… Дальше - больше.
Но! Даже если администрация жесткой рукой запретит всем детям смартфоны, от этого во внешней жизни гаджеты никуда не исчезнут. Ребенок может увидеть их во дворе, в гостях, на тренировках… От внешнего мира ребёнка защитить невозможно. Если только изолировать, но там начнутся другие проблемы…
Мамам с подобными проблемами у детей я бы посоветовала обратиться к психологу — такие «травмы» снимаются за один-два посещения. Так, в моей практике был случай, когда 5-летняя девочка осталась ночевать у бабушки с дедушкой и посмотрела вместе с ними фильм «Пиковая дама». Потом ей стали чудиться образы призрака из кино. Буквально за одно занятие мы сняли синдром. Главное понять, что такая возбудимость — это ненормально, и нужно искать корень проблемы.
Что касается носить телефон в сад, или нет, отвечу, как мама: у моих детей смартфонов нет, но по другим причинам. Постоянное «сидение» в гаджетах тормозит развитие, прежде всего, интеллектуальное. Постоянное мерцание экрана, разный уровень звука — всё это нарушает сон, повышает утомляемость. Они выбрали себе другие интересные занятия: вы сами можете своему ребенку предоставить выбор занятия, не касающегося гаджетов.
А смартфон советовала бы отложить лет до 12. А там подростковый возраст… Получается, лет до 15. Стоит убедить чадо, что телефон — это средство связи, прежде всего! Пусть воспринимает его именно так. И стоит научить ребёнка находить что-то интересное в жизни, а не по ту сторону экрана.
Читайте также: Балаковские дети встречают лето с "Солнышко"