Отголосок драки: балаковские специалисты рассказывают о жестоком обращении с детьми
Помимо сверстников, детей часто обижают родители.
Для портала gobalakovo.ru специалист Центра медицинской профилактики в Балаково Марина Вахутина рассказала о мерах профилактики жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Воздействие на ребенка бывает: психологическое, пренебрежение основными нуждами ребенка , физическое насилие, сексуальное насилие.
Ваш ребенок плохо себя ведет? Какие дисциплинарные меры вы обычно принимаете помимо физических наказаний и криков? Привычными реакциями родителей являются:
- Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Помой!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!»;
- Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых»;
- Предупреждения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Еще раз, и я возьмусь за ремень!»;
- Советы: «А ты возьми и скажи...», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи»;
- Нотации: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»;
- Критика, обвинения: «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Вечно ты!..»;
- Обзывание, высмеивание: «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!»;
- Догадки, интерпретации: «Небось опять подрался», «Я вижу, что ты меня обманываешь...»;
- Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю»;
- Сочувствие на словах: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет».
Вы, наверное, уже убедились, что такие меры не работают. Они лишь создают порочный круг. Для ребенка они означают, что родители не желают вникнуть в его проблему, пренебрегают его переживаниями, не уважают его право принимать решения самому, считают его глупым, неспособным, плохим.
Позиция родителей «сверху» разрушает взаимопонимание между родителями и детьми, делает их чужими друг другу, порождают взаимную враждебность. В ответ дети обычно сопротивляются, обижаются, упрямятся, делают «назло». Они разуверяются в родительской любви и в себе, считая себя никому не нужными, плохими, неудачниками.
Ребенок плохо ведет себя, потому что он плохо себя чувствует: он обижен или злится, боится или опечален, разочарован или в отчаянии. Он испытывает вину или стыд, он страдает или подавлен, потому что не удовлетворены его важнейшие потребности в признании, уважении, безопасности, любви, самостоятельности, свободе и др. Родители часто боятся истинных чувств детей (и своих тоже), поэтому они отрицают и подавляют их.
Что делать?
Постарайтесь понять чувства другого без обвинений и советов, и они потеряют свою остроту. Чтобы понять чувства ребенка и показать ему их важность для вас, слушайте его и выражайте это словами. Примите то, что испытывать не только положительные, но и отрицательные чувства к людям, в том числе близким, - это естественно и каждый человек имеет на это право.
Нарушения в поведении, болезни, плохая успеваемость, страхи – симптомы, замаскированно говорящие о чувствах и желаниях, которые ребенок боится выразить словами, потому что это запрещено. Это сигнал о помощи: «Мне плохо! Помогите мне!». Дети непослушны, когда не реализованы их потребности в тепле и внимании родителей, в признании и уважении их личности, в справедливости, в успехе.
Постарайтесь не реагировать привычным способом на нежелательное поведение с помощью замечаний, критики и наказаний, оставьте непослушание без внимания, занявшись, например, своими делами. Не должны игнорироваться только те действия ребенка, которые представляют опасность для него и окружающих. Если вы поможете ребенку удовлетворить его важнейшие потребности, через некоторое время необходимость в нарушениях поведения отпадет.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, нельзя запретить «чрезмерную» активность детей (бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать), т.к. это проявления потребностей в движении, познании, развитии.
Нельзя запретить подросткам общаться со сверстниками, собираться в группы, проводить время вне дома, больше считаться с мнением ровесников, чем взрослых, т.к. это проявление потребности в принятии сверстниками, определенном положении в группе. Поэтому разрешите ребенку действовать свободно в установленных границах: ходить по лужам можно в резиновых сапогах; бросать камни в цель можно так, чтобы никто при этом не пострадал; часы разбирать можно, если они старые; гулять можно, но до 22 часов.