«Синдром 1 сентября»: как родителям и детям войти в школьный режим без стресса
Совсем немного времени осталось до 1 сентября: «даже пятница 13-е звучит ни так зловеще как 1 сентября», шутят родители школьников. Психологи же утверждают, что накануне Дня знаний большинство детей переживают «синдром 1 сентября», или как его еще называют «первосентябрьский стресс» и «постканикулярный синдром».
Период адаптации проходят школьники всех возрастов. У одних он занимает нескольких часов, другим может потребоваться месяц. Например, на то чтобы войти в школьный режим, привыкнуть к раннему подъему, приходу в школу к точному времени у первоклашек уходит два месяца, у пятиклассников – месяц, учащиеся старших классов привыкают к школе за две-три недели. Кроме того, время привыкания к школе зависит от количества детей в семье и отношений между родителями, считают психологи.
Взрослым, стоит серьезно подготовиться к тому, чтобы избавить ребенка от тяжелого постканикулярного синдрома. Причем, делать это стоит заблаговременно. Для этого есть несколько правил.
Первым и, пожалуй, самым главным правилом успешной адаптации, является режим. Его с каникулярного на школьный надо изменить уже с середины августа. Стоит начать раньше ложиться спать и раньше вставать. Это позволит биологическим часам ребенка перестроится постепенно и минимизировать стресс от "подъема с первыми петухами" в сентябре. Если ребенок тяжело встает по утрам, будите его настойчиво, но не кричите. Со временем он привыкнет к режиму.
Когда речь идет о младших школьниках, еще одно полезное правило – построить распорядок дня в соответствии с учебным днем. С утра почитайте книги, порисуйте, посмотрите познавательные программы, после обеда можно устроить тихий час, затем погулять.
Также важно постараться заранее познакомить ребенка с учительницей и с помещением, где ему предстоит проводить большую часть времени.
Стоит постараться на школьной линейке найти ребенку «пару» - вместе им не так страшно будет оставлять родителей и идти в класс.
Все необходимое к школе стоит приобрести заранее, чтобы не добавлять себе и ребенку стресса поисками нужных вещей в последний момент. Пусть ребенок примерит участие в покупке школьной формы и школьных принадлежностей.
Пройдитесь по материалу прошлого учебного года: повторите правила, таблицу умножения.
Разрешите ребенку чуть больше самостоятельности. Чем ее больше, тем лучше и для него, и для родителей. Начните внедрять новые правила уже с сегодняшнего дня.
Сделайте 1 сентября интересным приключением. Расскажите ребенку о ваших впечатлениях от этого дня.
По возможности отложите реализацию серьезных изменений в жизни на другое время. Хорошо, если со школой будет связано что-то приятное, например, возможность блеснуть новыми знаниями.
Еще одно правило касается дополнительных занятий. Психологи советуют отдавать ребенка в секции и кружки либо за год до поступления в школу, либо когда ребенок перейдет во второй класс. Иначе нагрузка будет слишком велика.
Продленка с самых первых учебных дней – тоже не лучший вариант. Первые недели стоит продумать, как обустроить быт школьника так, чтобы кто-то забирал его сразу после занятий.
Важнейшей составляющей успешной адаптации является поддержка в семье. Найдите что-то, что у ребенка получается лучше, чем у других, ориентируйте его на успех. К возможным неудачам в этот период лучше относиться снисходительно.
Не отправляйте ребенка в школу голодным, а на прощанье пожелайте ему удачи, найдите пару ласковых слов, чтобы подбодрить.
Не требуйте от ребенка выполнения уроков сразу после школы. Лучшее время для приготовления уроков для учащихся первой смены – с 15 до 17 часов, второй – с 10 до 12 часов утра. И не заставляйте его делать все уроки в один присест, устраивайте ему перемены на 15-20 минут. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь – наберитесь терпения.
Спокойно реагируйте на «двойки». Понижение оценок в начале учебного года - это закономерное явление и чаще всего носит временный характер.
Не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа.
Выпускникам полезно научиться распределять свое время. С одной стороны, это помогает не тратить его впустую, с другой – чередовать работу и отдых.
К возникающим по мере адаптации проблемам родителям необходимо относиться спокойно и конструктивно, без применения агрессии и ссор. Главное, уверены психологи, ребенка любить. Если он знает, что вы на его стороне, никакая адаптация ему будет не страшна.
Читайте также: Как провести отпуск с пользой и забыть про послеотпускную депрессию