Дети и Интернет: как выдернуть ребенка в реальность
Ключи к включению подростка в режим "онлайн".
Жизнь современных детей невозможно представить без интернета. Интернет – это общение, оперативная информация, развлекательные и игровые порталы и многое другое. По данным исследования «Дети России онлайн», проведенного сотрудниками фонда развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и института развития образования Минобрнауки РФ, каждый пятый школьник проводит в интернете более 5 часов в день, а каждый десятый тинейджер признает, что в интернете он живет. Хорошо это или плохо, а главное - что делать? Рекомендации дает психолог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья» Елена Пронькина.
Более 90% школьников выходят в интернет в отсутствие рядом родителей, педагогов или других старших. И это настораживает особенно, поскольку достаточно большая часть интернет-пользователей ищет в сети отнюдь не информацию и друзей, а свои жертвы. Ведь именно всемирная паутина даёт возможность преступникам действовать анонимно. Поэтому использование несовершеннолетними сети интернет без соответствующего контроля со стороны взрослых несёт в себе определённые риски для психологического здоровья и безопасности несовершеннолетних:
- распространение в сети информации, содержащей незаконный и не предназначенный для детей контент, детской порнографии;
- возможность для психически нездоровых взрослых людей устанавливать дружеские отношения с несовершеннолетними с целью вступления в сексуальный контакт;
- интернет-мошенничество.
Обезопасить своих детей не так уж и трудно – достаточно серьёзно отнестись к проблеме кибербезопасности и соблюдать простые правила использования гаджетов:
- Не следует использовать планшет как «цифровую няню» для ребёнка. Нужно научить ребёнка простым играм и занятиям, которые помогут ему скоротать время ожидания в перерывах между занятиями, в дороге или в очереди. В случае с подростком - больше общаться, интересоваться жизнью и увлечениями своего ребёнка, организовывать интересный досуг и пространство для личного общения подростка с друзьями, разрешить приглашать друзей в гости.
- Исключить электронные технологии из системы «поощрение-наказание». Это научит ребёнка воспринимать виртуальное пространство нейтрально, как одну из сфер жизни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.
- Поддерживать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с интернетом. Чем больше у ребенка интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по сети. Многие виды онлайн-активности имеют свои аналоги в реальной жизни. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств.
-Проявлять обеспокоенность адекватно. Дайте ребёнку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребёнок должен чувствовать, что родитель не осуждает его, а проявляет заботу (например: «Я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «Я беспокоюсь, что ты не высыпаешься», «Я волнуюсь о...»). Нужно попытаться найти причину чрезмерной увлеченности интернетом. В сети ребёнка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в интернете. Также в основе интернет-зависимости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость).
-Использовать внешние средства контроля над временем. Если ребенок теряет счёт времени в сети, нужно предложить ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в интернете, и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).
Если родитель подозревает, что ребенок столкнулся в интернете со злоумышленниками:
-Для начала нужно установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположить его к разговору о том, что произошло. Следует рассказать о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен доверять родителю и понимать, что он хочет разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
-Родитель должен постараться внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее, и насколько серьёзно это могло повлиять на ребёнка.
Если ребенка расстроило что-то увиденное (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги свои или родителя в результате интернет-мошенничества и пр.), нужно постараться его успокоить и вместе с ним разобраться в ситуации. Проанализируйте, что привело к данному результату: конкретные действия самого ребёнка, недостаточность родительского контроля или незнание ребёнком правил безопасного поведения в интернете.
Если ситуация связана с насилием в отношении ребёнка, необходимо выяснить информацию об агрессоре; историю взаимоотношений ребенка и агрессора; выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать, были ли такие встречи, что известно агрессору о ребёнке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.). Жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребёнка за последнее время.
- Нужно собрать наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайти на страницы сайта, где был ребенок; посмотреть список его друзей; прочитать сообщения; при необходимости скопировать и сохранить эту информацию. В дальнейшем это может пригодиться, например, для обращения в правоохранительные органы.
Информация об организациях, которые занимаются проблемами подростков в интернете
1. Служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками интернета и мобильной связи «Дети онлайн» 8-800-25-000-15 с 9.00 до 18.00 ч. в рабочие дни. Звонки по России бесплатно.
2. Блокировка негативного контента. Лига безопасного интернета: http://www.ligainternet.ru/hotline/suicide.php, Центр безопасного интернета: https://www.saferunet.ru
3. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации. Управление МВД России https://xn--b1aew.xn-- p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii
4. Антивирусы и программа «Родительский контроль». Защита детей https://kids.kaspersky.ru/